- Законодательная оговорка
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОГОВОРКА — технико-юридическое средство (прием) выражения понятий, используемое в законотворчестве для конкретизации содержащегося в нормах права объема прав и обязанностей, восприятия истинного их назначения. Это используемый законодателем прием для уточнения содержания проектируемой нормы права — конкретизации объема прав и обязанностей субъектов.
Как составляющая инструментария законодательной техники, имеет широкое распространение. Например, ч. 1 ст. 30 Конституции РФ формулирует конституционное (основное) право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. А часть 2 цитируемой статьи специально оговаривает то, что «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем». Тем самым Основной закон гарантирует добровольный характер права на объединение. Или иной пример: ч. 1 ст. 34 Конституции РФ устанавливает право каждого на осуществление не запрещенной законом предпринимательской деятельности. А во второй части ст. 34 содержится положение, запрещающее деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Тем самым конституционно-правовыми средствами определяются границы определенного права, создаются юридические гарантии против злоупотребления им. Как уточнение объема нормативного содержания, оговорка может быть сконструирована в виде вводных слов (выражений): включая, в том числе, в частности, и в других случаях. Довольно частое использование законодателем в тексте законов оговорок «в случаях, установленных федеральным законом…» (при этом законов, упомянутых в оговорке, может вовсе и не быть) нивелирует юридическую ценность закона, свидетельствует об изъянах профессиональной правовой культуры отечественного законодателя.
Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003.